Как видно из многочисленных публикаций на нашем сайте – почти всё сущее на свете подвластно картографированию, оказывается можно картографировать и озоновые дыры, вернее распределение озона и разрушающих его химических соединений в стратосфере Земли.
Вот какую занимательную картинку мы обнаружили ли недавно на сайте NASA (http://www.jpl.nasa.gov/news/news.cfm?release=2011-308&cid=release_2011-308):
Слева: карта распределения озона в стратосфере Земли на высоте примерно 12 миль (20 км) в середине марта 2011 года. Области распространения красного цвета характеризуют высокие уровни озона, в то время как фиолетовый и серый цвета (над северным полярным регионом) маркируют области с очень незначительной концентрацией озона.
Справа: карта распространения монооксида хлора (ClO) – основного агента, вызывающего химическое разрушение озона, в тот же день и на той же высоте. Светло-голубой и зеленый цвета указывают на низкие концентрации монооксида хлора, а темно синий и черный цвета – на очень высокие его концентрации. Белая линия оконтуривает район, в рамках которого происходило химическое разрушение озона (NASA/JPL-Caltech).
Честно скажу, до созерцания этого «двойного портрета» ионосферы Земли у меня оставались какие-то сомнения в правдивости утверждения геофизиков и климатологов о взаимосвязи озоновых дыр с антропоморфными галогенами (Cl, Br). Поразительное пространственное совпадение контуров концентрационных «изолиний» O3 и ClO убеждает в научной состоятельности такой генетической связи.
Однако, что же нового и интересного мы можем увидеть в приведенной картинке, подкрепленной фактами из пресс-релиза NASA?
Во-первых, такой крупной озоновой дыры до сих пор не наблюдали в стратосфере над северным полярным регионом.
Во-вторых, по существующей теории интенсивному разрушению озона под действием галогенных химических соединений способствуют особо низкие температуры, а прошедшая зима и ранняя весна 2011 года в Арктике были необычно теплыми.
Формальное объяснение этого феномена, судя по имеющимся в пресс-релизе экспериментальным фактам, кроется в том, что в это же самое время температуры стратосферной среды на высоте 15–20 км от Земли достигали рекордного минимума и при этом эти «высотные» холода держались необычно долго.
Из сказанного становится ясным, что вопросы глобального потепления и образования озоновых дыр совсем не тривиальны и для своего разрешения требуют осторожного, взвешенного подхода.
Более детальную информацию об описанном выше интересном эффекте можно найти на сайте NASA: http://www.jpl.nasa.gov/news/news.cfm?release=2011-308&cid=release_2011-308
П.Л. Смолянский, Отдел перспективного развития, ИВЦ ВСЕГЕИ