В рамках одного из основных направлений работ ФГУП «ВСЕГЕИ» – геолого-экономических исследований – выполнено многовариантное геолого-экономическое обоснование районов, перспективных для создания новых горнопромышленных комплексов в зонах: «Промышленный Урал–Полярный Урал», БАМ, нефтепровода ВСТО, Южной Якутии, Яно-Колымской и Северо-Кавказской золоторудных провинций, пограничных районов с Китаем и Монголией и других перспективных районов с целью:
· повышения экономической эффективности средств федерального бюджета, направляемых на воспроизводство МСБ, ориентирования их на конечный результат;
· обоснования программ лицензирования;
· создания необходимости государственно-частного партнерства при геологическом изучении и освоении территорий;
· разработки рекомендаций по формированию планов социально-экономического развития отдельных регионов России.
Основные результаты. Разработаны методические рекомендации по геолого-экономическому обоснованию необходимости создания в зонах интенсивного освоения и воспроизводства МСБ новых горнопромышленных комплексов.
Подготовлен перечень проектов ускоренного геологического изучения и освоения МСБ, создания новых горнопромышленных комплексов в зонах: Урал Промышленный–Урал Полярный, БАМ, нефтепровода ВСТО, Южной Якутии, Яно-Колымской и Северо-Кавказской золоторудной провинций, пограничных районов с Китаем и Монголией и других перспективных районов России.
На основе детального анализа МСБ субъектов России на их территориях с учетом рентабельности и ликвидности минерального сырья на внутреннем и мировом рынках выделены 26 центров экономического развития (ЦЭР) предполагаемого социально-экономического роста (Пыркакайско-Майский, Купольный, Алтайский, Северо-Байкальский, Еравнинский, Южно-Якутский, Бодайбинский, Тывинский, Амуро-Буреинский, Становой, Кодаро-Удоканский, Хинганский, Витимский, Баимский, Полярно-Уральский, Северо-Камчатский, Южно-Камчатский, Ломоносовский, Западно-Сибирский, Южно-Забайкальский, Центрально-Забайкальский, Яно-Колымский, Восточно-Саянский, Западно-Верхоянский, Ставропольский, Южно-Российский)
По степени развития инфраструктуры территория РФ отчетливо разделяется на два пояса – Южный с развитой и Северный с очаговой инфраструктурой.
В пределах выделенных ЦЭР Южного пояса в современных, весьма благоприятных условиях конъюнктуры мирового рынка, эффективно освоение практически всей имеющейся МСБ твердых полезных ископаемых, укладывающейся по своим параметрам в общемировые экономические кондиции. При этом обычно рассматриваются два направления: развитие металлургической, химической, энергетической и других отраслей промышленности собственно субъектов РФ и расширение экспорта минеральных ресурсов в страны Западной Европы и АТР.
Проведены многовариантные укрупненные геолого-экономические и стоимостные оценки зон интенсивного воспроизводства МСБ и расчет на этой основе потенциального, вовлекаемого в хозяйственный оборот и задействованного национального богатства недр с учетом основных геолого-технологических и социально-экономических факторов, формирующих горную ренту, валовой региональный продукт (ВРП) и внутренний валовой продукт (ВВП) Российской Федерации.
Подготовлены базы данных, обеспечивающие в мониторинговом режиме актуализацию геолого-экономического обоснования воспроизводства МСБ в районах, перспективных для создания новых горнопромышленных комплексов, созданные в структуре ГИАС ГЭК ФО.
Подготовлены геолого-экономические карты зон и центров уровня национальных инвестиционных проектов с целью ускоренного интенсивного освоения и развития МСБ (по перечню, согласованному с Федеральным агентством по недропользованию). Подготовлены предложения по совершенствованию расчета показателей оценки результативности и эффективности затрат государства и бизнеса на воспроизводство МСБ.
Эффективность и значимость результатов выполненных работ. Минерально-сырьевое обеспечение планов долгосрочного развития экономики Росси предусматривает выполнение региональных и поисковых работ, включая геолого-экономическое обоснование проведения работ по действующим (утвержденным) долгосрочным программам социально-экономического развития регионов и Российской Федерации в целом, в том числе в перспективных геолого-экономических районах (по каждому району отдельно) и в минерально-сырьевых ЦЭР (по каждому центру отдельно). Проведенные расчеты показали, что в пределах выделенных ЦЭР (в благоприятных условиях конъюнктура мирового рынка) эффективно освоение практически всей имеющейся МСБ твердых полезных ископаемых, укладывающейся по своим параметрам в общемировые экономические кондиции.
Таким образом, выделенные 26 ЦЭР становятся важнейшим элементом стратегии освоения и воспроизводства МСБ и социально-экономического роста регионов России. Именно для развития МСБ ЦЭР, для детализации и расширения их перспектив целесообразна в ближайшее время концентрация основных средств федерального бюджета и частных инвестиций.
Рекомендации по внедрению и использованию. В результате проведенных исследований сделаны рекомендации о целесообразности вложения государственных средств и частных инвестиций в геологоразведочные работы, а также средств инвесторов в добывающие, перерабатывающие и инфраструктурные предприятия с целью эффективного промышленного и социального развития региональной экономики федеральных округов и народного хозяйства Российской Федерации в целом – в 26 выделенных ЦЭР.
Следует отметить, что концентрация средств федерального бюджета позволила Роснедра в период с 2006 по 2008 гг. в пределах выбранных ЦЭР выполнить геологоразведочные работы с наибольшей отдачей и эффективностью. Например, в 2008 г. в восьми таких центрах локализовано и оценено прогнозных ресурсов: золота – 50, серебра – 97, сурьмы, никеля и платиноидов – почти 100%.
За счет средств федерального бюджета в пределах отдельных центров были проведены работы, направленные на локализацию и оценку прогнозных ресурсов, более чем 40 видов твердых полезных ископаемых. На 151 объекте получены положительные результаты. В 2007 и 2008 гг. прирост ценности недр в результате ГРР за счет госбюджетных средств практически вчетверо превышает показатели 2006 г.
Содержащиеся в работе информационно-аналитические материалы будут служить базовой информацией для стратегических планов Правительства по освоению минерально-сырьевых ресурсов нашей страны.
Работы выполнялись МФ ФГУП «ВСЕГЕИ» с привлечением в качестве соисполнителей ФГУП «ВИЭМС», ГУ «Институт экономики УрО РАН», ГНИУ «СОПС».
С работой можно познакомиться в фондах Росгеолфонда и фондах ФГУП «ВСЕГЕИ».
С.А.Топорец
Издательско-выставочный центр ВСЕГЕИ