Президент России подписал климатическую доктрину РФ
Доктрина содержит анализ ситуации с возможными последствиями климатических изменений для России, описывает вызовы, с которыми мы можем столкнуться, в том числе связанные с природными последствиями.
Климатическая доктрина Российской Федерации представляет собой систему взглядов на цель, принципы, содержание и пути реализации единой государственной политики Российской Федерации в отношении изменений климата.
Стратегической целью политики Российской Федерации в области климата является обеспечение безопасного и устойчивого развития Российской Федерации, включая институциональный, экономический, экологический и социальный (в т.ч. демографический) аспекты развития в условиях изменяющегося климата и возникновения соответствующих угроз и вызовов.
Основными принципами политики Российской Федерации в области климата являются:
– глобальный характер интересов Российской Федерации в отношении изменений климата и их последствий;
– приоритет национальных интересов в разработке и реализации государственной политики в области климата;
– ясность и информационная открытость политики Российской Федерации в области климата;
– признание необходимости действий как внутри страны, так и в рамках полноправного международного партнерства Российской Федерации в международных исследовательских программах и проектах;
– всесторонность учета возможных потерь и выгод, связанных с изменениями климата;
– предосторожность при планировании и реализации мер по обеспечению защищенности человека, экономики и государства от неблагоприятных последствий изменений климата.
Содержание политики Российской Федерации в области климата определяется задачами, которые подчинены достижению ее стратегической цели, и решаются с учетом особенностей Российской Федерации в контексте проблемы изменений климата.
Основными задачами политики Российской Федерации в области климата являются:
– укрепление и развитие информационной и научной основы политики Российской федерации в области климата, включая всемерное усиление научно-технического и технологического потенциала Российской Федерации, обеспечивающего максимальную полноту и достоверность информации о состоянии климатической системы, воздействиях на климат, его происходящих и будущих изменениях и их последствиях;
– разработка и реализация оперативных и долгосрочных мер по адаптации к изменениям климата;
– разработка и реализация оперативных и долгосрочных мер по смягчению антропогенного воздействия на климат;
– участие в инициативах международного сообщества в решении вопросов, связанных с изменениями климата и смежными проблемами.
Основные направления политики Российской Федерации в области климата включают: – развитие нормативной базы, правовое обеспечение и организацию государственного регулирования в области изменений климата;
– развитие экономических механизмов, связанных с реализацией мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат;
– научное обеспечение разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат;
– кадровое обеспечение разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат;
– информационное обеспечение разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат;
– международное сотрудничество в области разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат.
Значительная часть территории Российской Федерации находится в области максимальных (как наблюдаемых, так и прогнозируемых) изменений климата. Происходящие и ожидаемые изменения климата, в первую очередь негативные последствия этих изменений, оказывают существенное воздействие на социально-экономическое развитие страны в целом, жизнь и здоровье ее граждан.
К отрицательным последствиям ожидаемых изменений климата для Российской Федерации относятся, в частности: повышение риска для здоровья (увеличение уровня заболеваемости и смертности) некоторых групп населения; рост повторяемости, интенсивности и продолжительности засух в одних регионах, экстремальных осадков, наводнений, случаев опасного для сельского хозяйства переувлажнения почвы – в других; повышение пожароопасности в лесных массивах; деградация вечной мерзлоты с ущербом для строений и коммуникаций в северных регионах; нарушение экологического равновесия, вытеснение одних биологических видов другими; распространение инфекционных и паразитарных заболеваний; увеличение расходов электроэнергии на кондиционирование воздуха в летний сезон для значительной части населенных пунктов.
К возможным положительным для Российской Федерации последствиям ожидаемых изменений климата, с которыми связан значительный потенциал эффективного отраслевого и регионального экономического развития, относятся, в частности: сокращение расходов энергии в отопительный период; улучшение ледовой обстановки и, соответственно, условий транспортировки грузов в арктических морях, облегчение доступа к арктическим шельфам и их освоения; улучшение структуры и расширение зоны растениеводства, а также повышение эффективности животноводства (при выполнении ряда дополнительных условий и принятии ряда мер); повышение продуктивности бореальных лесов.
К преимуществу Российской Федерации, по сравнению со многими странами и регионами Земли, относится более высокий адаптационный потенциал страны в целом, который обеспечивают: большие размеры территории; наличие значительных водных ресурсов; относительно небольшая доля населения, проживающего на территориях, особо уязвимых к изменениям климата.
Исключительное, по сравнению с другими странами, разнообразие и масштабы изменений климата регионов Российской Федерации и его последствий для окружающей среды, экономики и населения является естественным следствием больших размеров территории и большого многообразия природных условий.
23 апреля 2009 года Климатическую доктрину РФ одобрил Президиум Правительства РФ.
17 декабря 2009 года помощник президента РФ Аркадий Дворкович сообщил, что Дмитрий Медведев подписал Климатическую доктрину РФ.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости