25 Сентября 2012 года.
Интересная информация появилась сегодня на сайте www.b-port.com/. Речь в новостной заметке идет об очередной задержке в старте добычи нефти на Приразломном месторождении, локализованном в прибрежной зоне Ненецкого автономного округа (НАО) на шельфе Печорского моря.
Добыча нефти на этом месторождении должна осуществляться с помощью морской ледостойкой стационарной буровой платформы «Приразломная», созданной на верфи ОАО «Севмаша» на основе, как утверждалось раньше, российских конструктивных элементов (см. http://www.vsegei.ru/ru/news/index.php?ELEMENT_ID=84599 ). Приводим в некотором сокращении текст статьи, проливающий свет на сложную историю подготовки к освоению УВ богатств Приразломного месторождения и возникающие при этом технологические, экономические и проч. затруднения. Оригинал статьи находится здесь
«Газпром», вслед за компаниями Cairn Energy, BP и Shell, отложившими или отказавшимися от работ по бурению на арктическом шельфе, перенес запуск платформы «Приразломная» на следующий год. Экологи празднуют победу, «Газпрому» же «простой» обойдется в 200 миллионов долларов, пишет «Беллона.ру».
Напомним, что первоначально предполагалось начать добычу нефти на месторождении в 2003 году, затем в конце 2005 году, потом в 2006, позже сроки перенесли на 2008. Сроки сдвигаются и до сих пор. Добыча на Приразломном начнется не раньше марта 2013 года, сообщил Reuters источник в отрасли, знакомый с ходом проекта. Он пояснил - сроки переносятся из соображений безопасности.
Нефтяная «дочка» «Газпрома» планировала начать добычу на месторождении уже в конце текущего года. Однако «Газпром нефть» не успела подготовить и согласовать с ведомствами план по предотвращению и устранению аварийных ситуаций.
Причины задержки. По сообщениям «Газпрома», бурение назначено на март 2013 года, однако работа не будет возобновлена, пока компания не убедится в «полной безопасности» работ, утверждают представители компании. Что или кто именно представляет угрозу безопасности компании, в сообщениях «Газпрома» не уточняется. Разработка Приразломного месторождения – один из крупнейших проектов «Газпрома», требующих значительных капитальных вложений. В связи с этим компания уже неоднократно обращалась к правительству с просьбой обнулить НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) для подобных проектов с 2014 года, заявляя, что без налоговых преференций эти проекты придется свернуть. Потому перенос сроков ввода в эксплуатацию Приразломного месторождения связан с тем, что Газпром ждет налоговых льгот от правительства», считает ряд аналитиков, пишет «Капитал страны».
Однако, учитывая то, что власти неохотно идут на предоставление каких-либо налоговых льгот, Газпром может не добиться снижения ставок в ближайшее время, отмечают эксперты. С другой стороны, по данным аналитиков бизнес-школы «Сколково», российский налоговый льготный режим для компаний, добывающих нефть и газ на шельфе, является самым либеральным в мире. Компании, которые будут добывать энергоресурсы на шельфе, смогут забирать себе больше доходов, чем в любой другой стране. По подсчетам экспертов, система налогообложения в Бразилии позволяет изымать в государственный бюджет 65% чистого дохода нефтекомпаний, в Канаде – 52%, в Норвегии – 85%. Российская система обложения налогами шельфовых месторождений позволяет изымать в бюджет только 45% дохода компаний.
Норвежский металлолом и российский долгострой. «Некоторое время назад Ростехнадзор выявил нарушения в рамках подготовки платформы к эксплуатации и не выдал разрешения на бурение», - цитирует аналитика «Тройки Диалог» Валерия Нестерова (агентство RBK). Однако ключевой проблемой, из-за которой проект приостановлен, является то обстоятельство, что для «Газпрома» Приразломное с самого начала не являлось приоритетом, считает он. «На месторождении сложная нефть, сложный маркетинг, сложные условия эксплуатации. С самого начала, еще в 1997 году, когда «Газпром нефть» еще не существовала, Приразломное для газовой компании было в тягость - проекту не уделялось достаточного внимания. Там наблюдается большое количество недоработок», - объясняет Нестеров.
В начале 2000-х ЗАО «Севморнефтегаз» купил в Норвегии старую платформу «Хаттон» за 67 миллионов долларов и передал ее «Севмашу» с поручением собрать «Приразломную» как конструктор - кессоны наши, верх - с «Хаттона». Позже выяснилось, что платформа «Хаттон» была построена в 1984 году и эксплуатировалась американской компании Kerr-McGee в британском секторе Северного моря, сообщает RusNord. В 2002 году физически устаревшая платформа была выкуплена норвежской конторой Monitor TLP Ltd (с регистрацией на Каймановых островах) за 29 миллионов долларов. Но вместо ожидаемого распила на металл платформа перепродается «Севморнефтегазу» по цене в 2,3 раза выше покупной. Позже Роснефть вышла из проекта, продав долю в «Севморнефтегазе» «Газпрому» за 1,7 миллиарда долларов. Скрещиванием «Хаттона» с кессонами занялся «Морнефтегазпроект» - который считается проектировщиком «Приразломной». Свои усилия приложили «Коралл», «Рубин» и «Малахит». Заканчивали сборку уже в Мурманске, на 35-м судоремонтном заводе, напоминает Беллона. Далее проект становится практически «секретным». Он быстро проходит Госэкспертизу. На попытку Беллоны, Greenpeace, WWF и других экологических организаций получить материалы для общественной экологической экспертизы последовал категорический отказ. Между тем, ключевой документ - «план ликвидации разливов нефти» - у «Газпром нефть шельфа» (переименованный «Севморнефтегаз») просто отсутствовал. Согласно озвученным данным Госэкспертизы, за ущерб, который в течение 25 лет «Приразломная» нанесет уникальным рыбным запасам Печорского моря, «Газпром» готов выплатить 6,6 миллиона рублей, сообщает RusNord. И это при общих инвестициях в проект в $7 млрд.
Протесты экологов. Еще год назад экологи призывали оператора платформы «Приразломная» заморозить ее установку и обнародовать планы ликвидации аварий. Экологические организации уверены, что буровая платформа не отвечает нормам безопасности и в случае аварии грозит экологической катастрофой. Экологи также настаивали на проведении открытого и всестороннего обсуждения проекта, чтобы выяснить его экономическую целесообразность, а также собрали более 10 тысяч подписей под обращением к Путину с требованием остановить реализацию проекта. Экологи уверены, что Газпром приступил к освоению Приразломного месторождения, не имея плана ликвидации нефтяных разливов, а также достаточного количества средств для выплаты компенсаций за последствия возможной аварии.
По мнению эксперта Беллоны Ларисы Брондер, негативная динамика развития проекта Газпрома по освоению Приразломного месторождения еще раз подчеркивает неготовность российской нефтегазовой отрасли к освоению шельфовых месторождений. «Неготовность выражается не только в отсутствии современных технологических решений и действенного плана ликвидации аварийных разливов, но и в недостатке финансирования», - рассказала Брондер. Это не единственный пример, когда российские нефтегазодобываюшие компании вынуждены откладывать сроки реализации проекта или замораживать проект, как это случилось со Штокмановским месторождением, отмечают в своем сообщении экологи.
Справка. Приразломное нефтяное месторождение открыто в 1989 году на шельфе Печорского моря, глубина здесь достигает 19–20 м. Извлекаемые запасы нефти по категории АВС1+С2 составляют 72 млн т. Продуктивные горизонты относятся к пермско-каменноугольным отложениям и залегают на глубине 2,3 – 2,7 тыс. м. Проектный уровень добычи нефти – 6,58 млн т в год.
Издательско-выставочный центр ВСЕГЕИ
Источники:
http://www.b-port.com/news/item/88535.html
http://www.shelf-neft.gazprom.ru/