В иннограде разработают воздухоплавательный электроразведочный комплекс для поиска полезных ископаемых с воздуха. Проект подразумевает разработку и создание воздухоплавательного комплекса, а точнее, аэростата. Аппарат будет оснащен высокоточным оборудованием для проведения воздушного электромагнитного зондирования недр Земли для поиска в труднодоступных регионах месторождений различных ископаемых, среди которых углеводороды, цветные и благородные металлы, алмазы, а также источники пресных и термальных вод.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Голенищев
Ниже в некотором сокращении и небольшими добавлениями приводится содержание заметки «В «Сколково» создадут дирижабль для охоты за алмазами и газом», размещенной на сайте community.sk.ru («Сколково»). В изложении исключены некоторые не вполне точные характеристики использованной методики.
Резидентом кластера энергоэффективных технологий фонда «Сколково» 1 ноября 2012 г. стал проект по созданию воздухоплавательного электроразведочного комплекса (полное название — «Воздухоплавательный электроразведочный комплекс с автономным мобильным полевым базированием для электромагнитного зондирования недр и поисков месторождений полезных ископаемых»).
Зондирование недр будет осуществляться с помощью новой высокочувствительной генераторно-импульсной электроразведочной системы, которая характеризуется повышенным отношением сигнал/шум и увеличенным числом гармонических составляющих в сигнале.
«Мы хотим оснастить данный аэростат аппаратурой для аэросъемки (потому что без рельефа сложно производить работы), а также гравиметром», - говорит руководитель проекта Алексей Воронин. Он добавил также, что аэростаты оснастят мобильным автономным пунктом полевого базирования, включающим пункт управления воздушным движением. Это позволит обойтись без дорогостоящей авиационной инфраструктуры и радикально уменьшит время подлета к участку работ.
«Для данного проекта возможны разные исполнения — беспилотное и пилотируемое (с гондолой, в которой будет сидеть авиатор). У нас сегодня стоит задача провести большое количество испытаний в воздухе. Сейчас дело состоит в первую очередь не в построении комплекса, а в доработке оборудования. Нужно посмотреть, как система будет работать в воздухе в различных вариантах», - говорит Воронин.
Специалист оценил стоимость продолжения работ в $10 млн. В эту сумму войдут создание аэростата (оболочка, гондола, двигатели и т.д.), комплекса автономного базирования (палатка для сбора и т.д.), системы дистанционного управления с земли, а также испытания, бортовое и наземное оборудование (для аэросъемки, магниторазведки и гравиметрии).
В Российском геологическом обществе (РГО) подтвердили, что данные работы должны осуществляться с воздуха, а система воздушных и космических устройств позволяет проводить работы в режиме реального времени. Плюсы использования подтвердил и заместитель гендиректора по испытаниям и эксплуатации научно-производственного объединения «АВГУРЪ-РосАэроСистемы» Леонид Путинцев. «Есть некоторые виды зондирования, которые требуют отсутствия вибрации и малой скорости перемещения относительно земной поверхности. Причем скорость такова, что применение вертолета затруднено и неэкономично», — поясняет Путинцев. Он также отметил, что «….с экономической точки зрения работы с дирижабля будут смотреться куда выгоднее, нежели применение традиционных летательных аппаратов».
По мнению создателей, такой аппарат был бы незаменим при изучении труднодоступных и заболоченных регионов со слабо развитой или отсутствующей инфраструктурой, таких как Восточная Сибирь, побережье северных и восточных морей. Помимо применения внутри страны данный аэрогеофизический комплекс мог бы активно использоваться и за рубежом для выполнения коммерческих заказов со стороны иностранных компаний (в особенности для стран с большой площадью территории и/или шельфа: США, Канады, Австралии, Бразилии, Китая, Норвегии и др.).
По материалам: http://community.sk.ru/press/b/weblog5/archive/2012/11/08/v-skolkovo-sozdadut-dirizhabl-dlya-ohoty-za-almazami-i-gazom.aspx
Издательско-выставочный центр ВСЕГЕИ