На сайте Русского географического общества опубликована интересная статья "Карта как зеркало истории". В ней рассказывается о географических картах, изданных в различное время представителями различных цивилизаций. Полностью с материалом заметки можно ознакомиться по ссылке.
Казалось бы, основная задача карты – максимально точно, отобразить тот или иной участок земной поверхности. Однако век за веком карты представляли собой нечто большее, чем простое отображение окружающего мира: каждое общество, каждая страна пыталась создать свою карту мира, определявшую ее мировоззрение, предубеждения и веру.
Вот пример из реальной истории. Одна из первых дошедших до нас карт Китая под названием Юйцзиту была изготовлена в 1136 году. Китайские мастера вырезали ее на камне и установили в школьном дворе – чтобы школяры учили по ней китайскую географию и историю. Даже сегодня она выглядит удивительно современной и точной: очертания Китая достаточно ясны; на карту даже нанесена сетка, показывающая широту, долготу и масштаб. Однако стоит приглядеться - и на Юйцзиту сразу обнаруживаются весьма грубые ошибки. Русло реки Хуанхэ нарисовано неправильно, а другая река – Хэйшуй – вообще не отражена, как будто никогда и не существовала. Дело в том, что эта река не была упомянута в книге "Юйгун" – истории мифического китайского правителя по имени Юй, который в XXI веке до нашей эры спас страну от потопа, подобного библейскому. Китайские картографы сознательно допустили ошибку, поскольку эта карта призвана следовать тексту легенды. Географический реализм уступает здесь пальму первенства мифу об основании Китая, который для учеников и учителей был куда более важным, чем точность передачи какого-то речного русла.
Примерно в ту же эпоху христианские и мусульманские ученые создавали свои карты мира, сильно отличавшиеся друг от друга. Они тоже скорее подстраивались под определенные теологические установки, чем под необходимость создавать точную картину.
В то время, когда была изготовлена Юйцзиту, мусульманский картограф Мухаммад Идриси работал над собственной картой мира. Жил он в то время на Сицилии. И его карта получилась с югом наверху, поскольку для Мухаммада Идриси символическим центром мира была Мекка и весь Аравийский полуостров.
Чуть больше, чем через столетие, христианские карты – например, карта мира, хранящаяся сейчас в соборе английского города Херефорд, – поворачивали мир на 90 градусов: наверху, таким образом, оказывался восток. В центре херефордской карты находится священный город Иерусалим, а сверху - райский сад Эдем.
Обе упомянутые карты призывают думать не о том, как быстрее добраться в соседний город, а о высоких материях – о той жизни, которая последует вслед за земной. Тем не менее, хотя изображения на обеих картах разнятся, каждая выглядит вполне разумной в свете географических знаний того времени.
Первая печатная карта Европы, на которой обозначена Россия с городами Псковом и Новгородом, была помещена в книге «Нюрнбергская хроника всего света» Г. Шеделя, выпущенной в свет в 1493 году. Книга была напечатана в одной из крупнейших типографий в городе Нюрнберге, владельцем ее был Антон Кобергер.
Первая же общая карта русской земли была составлена в 70-х годах XVI века. Называлась она «Большой чертеж» и была рисованной. Карта составлялась в разрядном приказе, ведавшем военными делами государства. Размер карты — 3x3 аршина, масштаб — 75 верст в одном вершке. К сожалению «Большой чертеж» до нашего времени не сохранился.
Первая печатная Генеральная карта Российской империи была издана только в 1734 году. Она была выполнена русским географом и картографом Иваном Кирилловым.
Издательско-выставочный центр ВСЕГЕИ
Источник(и):http://www.gisa.ru/98133.html?from_email=Y