БАЙКАЛЬСКИЙ РИФТ
ВГБ продолжает цикл тематических выставок. В июне вашему вниманию предложена выставка публикаций на тему «Байкальский рифт».
Байкальская рифтовая зона — это глубинный разлом земной коры в континентальной части Евразии протяженностью около 1 500 км, простирающийся с юго-запада на северо-восток; он же — дивергентная граница. Центральную часть рифта занимает пресное глубоководное озеро Байкал. Предположительно в рифтовой зоне происходит расхождение земной коры.
На западе рифта расположена Евразийская плита, а с востока его ограничивает Амурская плита, движущаяся от рифта в сторону Японии со скоростью около 4 мм в год. Характеризуется высокой сейсмической активностью, наличием вулканов и горячих источников, приуроченных к системе глубинных разломов. Это самая крупная "живая" тектоническая структура Евразийского континента.
Земная кора в районе Байкальского рифта утонена. Горячие источники присутствуют как на дне озера, так и на земной поверхности. При прокладке Северо-Муйского тоннеля были вскрыты разломы, по которым в штольни большими объемами стала поступать горячая вода из глубин Земли, что крайне усложнило постройку тоннеля. Признаков вулканической активности в непосредственной близости от береговой линии Байкала не обнаружено. В четвертичное время современный вулканизм проявлялся неподалёку от озера и, вероятно, связан с рифтовой зоной.
Так какой же все-таки Байкальский рифт — «активный» или «пассивный»?
Коровые деформации и растяжение, в основном, контролируются удаленными тектоническими событиями, происходящими на границах литосферных плит. Разогрев же, утонение и плавление литосферы осуществляются за счет глубинных источников тепла, или благодаря существованию в мантии легкоплавных областей. Это означает, что Байкальский рифт несет в себе черты как «активного», так и «пассивного» рифтогенеза. Пытаясь рассмотреть развитие Байкальского рифта исключительно с позиций изучения коровых деформаций или эволюции вулканизма, или глубинной геофизики, мы оказываемся в положении слепых мудрецов, изучающих слона на ощупь в известной притче. Только интеграция различных направлений исследований позволит нам дать ответ, какой из механизмов рифтогенеза преобладал, менялось ли их соотношение во времени, связаны ли процессы растяжения коры и магмообразования или это два независимых процесса. Необходимость объединения своих усилий сегодня осознается практически всеми исследователями, а это означает, что когда-нибудь, начиная статью о Байкальском рифте, можно будет сказать «мы знаем, как и почему он образовался» (источник: Алексей Иванов. Сайт Фонда содействия сохранению озера Байкала).
На выставке представлено более 100 публикаций последних лет.